Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Изготовление цельнокерамических конструкций на основе каркасов из оксида циркония. Часть1.

В ситуациях, когда необходи­мо выполнить реставрацию оди­ночного зуба, лучшим эстетическим выбором является применение адгезивных технологий. Наиболее эффективным решением в данной ситуации является бескаркасный керами­ческий фрагмент, с помощью которого выполняется реабилитация и восстановление зуба.

Такое решение оправдано с эстетической точки зрения, так как позволяет обеспечить светопроницаемость конструкции на уровне, практически неотличи­мом от натурального.

К сожалению, не всегда выпол­нение бескаркасных работ воз­можно, причем чаще по субъек­тивным, чем по объективным при­чинам. При этом очевидно, что любой каркас, даже керамиче­ский, в определенной степени блокирует прохождение света и частично отражает его, что сразу осложняет задачу создания действительно натурально выглядящих конструкций. Как правило, такая реставрация, если не прибегнуть к дополнительным мерам, с большой степенью вероятности будет выделяться в естественном окружении и полной интеграции добиться будет довольно сложно.

Одновременно, необходимо учитывать все более широкое распространение принципа минимальной инвазии, что ставит перед зубным техником задачу изготовления порой чрезвычайно тонких структур, для чего требуется применение специальных «неканонических» подходов.

Рассмотрим классическую модель нанесения керамических масс на каркас. Традиционно последовательно наносятся дентинные (непрозрачные) и эмалевые (прозрачные) массы. В результате формируется многослойная структура «культя зуба - каркас - дентинный слой - эмалевый слой». При этом дентинный слой имитирует дентин естественного зуба, тогда как нанесение эмалевого компонента имитирует эмаль. Таким образом, полностью воспроизводится морфология и анатомия естественного зуба.

До недавних пор эта концепция работала вполне предсказуемо. Однако, согласно современным требованиям препаровка ведется максимально щадящим образом, и все чаще остается в пределах эмали - т.е. в очень тонких слоях. Сегодня зубы уже перестали в обязательном порядке депульпировать с последующей «глобальной» обработкой. В результате устоявшееся в среде некоторых зубных техников мнение «Хороший доктор - всегда дает много места» постепенно перестает работать. В корне изменились критерии, и старый слоган «Место давай!» стал неактуален. Теперь места нет, техники работают совершенно в других пределах.

Вот простой пример такой ситуации - зуб живой, пульпарная камера очень близко (молодой пациент), за эмаль выйти нельзя. Применяя традиционную технику облицовки колпачка, техник уже не имеет возможности нанести толстый слой дентина, как правило, составляющий минимум 0.7 мм. Как быть в таком случае?

Один из способов, который не только позволяет «выкрутиться» в данной ситуации, но и добиться более высокой эстетики, заключается в отсутствии этапа нанесения дентинных масс (разумеется речь идет о цельнокерамических реставрациях). Вместо этого интенсивно прокрашивается колпачок, в данном случае циркониевый (белый), что позволяет имитировать дентинное ядро, оставаясь при этом в области эмали естественного зуба.

Затем начинается работа транспарентными массами, и таким образом удается в принципе отказаться от работы дентинными массами. Разумеется, за некоторыми исключениями - если не нужно, например, достроить разрушенный фрагмент.

Техника применения

внутренних красителей

Однако для реализации такого подхода необходимо соответствующее «материальное обеспечение». Можно использовать керамические массы компании Noritake. Этот выбор обоснован тем, что в данную систему входят специальные внутренние красители, и это является весьма серьезным преимуществом. Благодаря согласованному коэффициенту термического расширения эти компоненты идеально встраиваются вглубь каркаса - при этом даже потенциальных опасностей сколов керамики не возникает.

Рассмотрим вкратце алгоритм применения компонентов систе­мы Noritake для решения задачи создания «тонкой» конструкции, исходя из требований высокой финальной эстетики.

Предположим, зуб разрушен. После препарирования необходимо провести его восстановление до анатомической формы. В этой ситуации сначала нужно достроить отсутствующие уголки и фрагменты дентином или опак-дентином (Body, Opaque Body).

Затем получившийся каркас аналогичным образом прокрашивается специальными внутренними красителями. При этом используется смесь - например Тх (прозрачный слой clear, иногда называемый «стекло») + собственно оттенок (stain). В результате возникает специфическая водянистая структура (некоторые иностранные авторы называют эту технологию -метод укрывания воды»). При этом, несмотря на то, что слой чрезвычайно тонкий, он является очень глубоким с точки зрения его восприятия. Таким образом, технику даже на минимальной толщине удается создать иллюзию глубины.

В результате, достроив дентином разрушенные области и придав каркасу с помощью красителей необходимый оттенок, техник сразу переходит к работе с эмалевым и люстровым фарфором LT - на очень тонком слое. Эти опалесцирующие массы - с учетом нанесения на подготовленную вышеописанным способом поверхность - в состоянии воспроизвести все необходимые эффекты естественного зуба.

При этом, повторюсь, работа ведется на очень тонком слое. Если толщина колпачка исходно составляет 0.3-0.4 мм, то толщина законченной работы вполне может вписываться в рамки 0.7 мм. Это создает свои специфические сложности - правда, вполне решаемые. К примеру, когда турбинным бором прорисовываются фиссуры. то часто инструмент «упирается» в каркас. Это ведет к необходимости повторного прокрашивания конструкции внутренними красителями в данных местах. При этом красители ввиду отсутствия места используются интенсивные и насыщенные.

Фактически суть предлагаемого метода сводится к прокрашиванию ядра конструкции специальными внутренними красителями с последующим нанесением транспарентных масс - без этапа нанесения дентинного слоя.

В большинстве других керамических систем внутренние красители отсутствуют, хотя сейчас такие разработки активно ведутся практически всеми заметными игроками на этом рынке. При этом компания Noritake была первой, кто оценил потенциал данной методики и разработал систему внутренних красителей, интегрированную в цельнокерамическую концепцию в целом. Эти оттенки можно как добавлять в керамику, так и красить ими «подслой». Грубо говоря, прокрасив ядро и «нарисовав трещинку» для создания естественности, техник после запекания может переходить к этапу работы с внешними слоями.

Сразу оговоримся, предлагаемая техника - это не альтернативная методика традиционному нанесению «дентин-эмаль». Эта технология показана для применения в условиях отсутствия достаточного места, что в наше время встречается в практике зубных техников все чаще и чаще. Классическая техника продолжает работать в «благоприятных» условиях, однако при этом надо помнить, что дентин - это по определению менее насыщенная по цвету субстанция по сравнению с краской. Поэтому применение новой методики дает более эстетичный и жизненный результат.

Предупреждая вопросы читателей, хочу подчеркнуть, что описываемая техника является не «трюком», к которому надо прибегать в экстремальных ситуациях. Это полноценная и обоснованная технология, которая позволяет успешно работать в новых условиях

при отсутствии достаточного места в старом понимании. Она возникла как ответ на новые требования времени, при этом никаких компромиссов с точки зрения качества или эстетики выполняемой работы не возникает.

Отсутствие места и работа на живом зубе - это не фантазии, а реалии сегодняшнего дня. И данная технология предлагает адекватное решение, тогда как традиционная схема нанесения последовательных слоев дентина и эмали не сработает - не хватит места.

 
Система Orphus

Другие статьи

Циркониевые коронки. Какой бывает диоксид циркония. Коронки на каркасе из оксида циркония.

Планаксиальный (дитетрагонально-бипирамидальный)) присутствующей во многих циркониевых керамиках.
Переход тетрагональной фазы диоксида циркония в моноклинную сопровождается увеличением объёма, что увеличивает прочность таких керамик; механические напряжения у вершины растущей микротрещины инициируют фазовый переход тетрагональной модификации в моноклинную

Циркониевые коронки. Термодинамические свойства оксида циркония. Эффект трансформационного упрочнения.

При спекании оксида циркония заметное уплотнение начинается при температуре 750С, и до 900С, происходит интенсивное спекание материала. Изменение фазового состава диоксида циркония начинается с температуры 900С, происходит уменьшение доли моноклинной фазы, при температуре 1050С наблюдается фазовый моноклинно-тетрагональный переход, и уже при температуре 1100С фазовый состав материала состоит полностью из тетрагонального Zr02. Oт 2300С до точки плавления 2715С он переходит в нестабильную кубическую.

Продолжение отчета о курсах по CAD-CAM технологиях или как сделать красивую улыбку. Часть 2.

В продолжении разговора о новинках цифровых технологий, речь пойдет о создании улыбки. Каждый доктор решает индивидуально, что можно предложить для пациента: каркас из диоксида циркония или прессованую керамику. Между технологиями есть определенное противостояние, но у каждого своя ниша.

Отчет о курсах по CAD-CAM технологиях. Часть 1.

Прежде всего, хочу поблагодарить Ларису Филиппенкову за прекрасную организацию мероприятия. Думаю, курсы были полезными для всех: и для доктора с опытом работы и новичков в CAD-CAM. Отдельная благодарность Ларисе Дахно за прекрасно оборудованный учебный зал. Итак, Лариса разжевала и разложила по полочкам практически все, что касается диоксида циркония. Были и азы, которые, кстати не все доктора знают, обсуждались и практические аспекты.

Изготовление цельнокерамических конструкций на основе каркасов из оксида циркония. Часть2.

Описываемая в статье методика требует от техника новых подходов и нового мышления. В результате можно говорить о новом уровне эстетики - в данном случае образуется совершенно другое преломление

Диоксид циркония или металлокерамика. Правильный выбор.

Преимущества керамики на каркасе из диоксида циркония перед традиционной металлокерамикой.