Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Современные, усиленные лейцитом, керамические массы. Часть 3.

Техника раскрашивания керамики
Для придания цвета коронке, вкладке или фасетке их поверхность можно раскрашивать. Техника раскрашивания предусматривает наличие керамических заготовок различной степени прозрачности. У вкладок и фасеток прозрачность играет более важную роль, чем у коронок; у последних гораздо существеннее считается замутненность. Краски имеют цвета зубов; с их помощью гораздо легче воссоздать естественные цвета. Выбор цветовых систем показал, что с помощью 15 красок можно воспроизвести все цвета зубов. Кроме того, для оформления индивидуальных особенностей зуба  8 эффект-масс. Для придания керамическому покрытию необходимого цвета достаточно 3-5 слоев красок, обжигаемых последовательно  при температуре 850° С под вакуумом. В заключение проводится обжиг-глазурование. Как уже говорилось, сначала изготавливают рабочую культю, имеющая  тот дентиновый цвет, который определил врач; коронку, установленную на культю зуба раскрашивают. Перед обжигом важно удалить пластмассовую культю. После охлаждения коронку повторно размещают на модели с целью оценки цвета и результата раскрашивания. Культю надо смочить жидкостью (глицерином, гликолем и т. д.) во избежании попадания воздуха на границе между коронкой и культей. Это вызвало бы преломление света и изменение цвета коронки.

Кремообразные керамические краски поставляются в тюбиках в готовом для использования виде. Их цвет легко определяется; они соответствуют расцветкам.

Техника послойного нанесения керамики
Мы считаем эту технику наиболее интересной и современной, так как с ее помощью создается иллюзия глубины цвета. Для имитации живого зуба можно использовать различные способы послойного нанесения керамического  покрытия. Предпосылкой обеспечения достаточной прочности конструкции на разрушение является гармоничное соответствие между послойно нанесенной керамикой и прессованной керамикой. КТР послойно нанесенной керамики ниже КТР прессованной керамики, поэтому во время охлаждения керамики после обжига эмалевой массы на границе с прессованной керамикой возникают компрессионные напряжения, которые под нагрузкой нейтрализуют напряжение на растяжение.



Изготовление дентинового ядра: существенным для этого материала является тот факт, что ядро уже имеет основной цвет, так как нет металлического или алюминиевого каркаса. При послойном нанесении керамики важна имитация индивидуальных признаков зуба, достигаемая различными резцовыми массами и красками. Не подлежит сомнению тот факт, что уже в воске формируются точные объемы дентиновой массы. Эти объемы (пришеечная треть протеза или аппроксимальные участки), определяющие межзубные пространства, остаются стабильными при последующих обжигах керамики. Зубные техники, работающие с металлокерамикой, знакомы со сложностями контроля этих объемов во фронтальной области. Преимущество этой техники заключен в том, что объем определен заранее. Дентиновое ядро можно изучить уже в воске. После определения центральной окклюзии зубной техник точно знает, где он должен оставить место для имитации того или иного эффекта. Он может смоделировать дентиновое ядро, которое лишь на треть имеет форму и функцию восстанавливаемого зуба при изготовлении коронок на фронтальные зубы он может подобрать дентиновое ядро, близкое к форме зубов и возрасту пациента. Всегда проще все эти детали предусмотреть в воске, чем дорабатывать их в отлитом материале. Модели препарированных зубов покрываются бежевым лаком-сепаратором, чтобы не было большого влияния на светопроницаемое ядро. В зависимости от пожеланий стоматолог и вида препарирования зуба мы наносим 1-2 слоя лака.

Изучение формы дентинового ядра (А). Каждый зуб и соответственно каждый протез — это особый случай, к которому надо индивидуально подбирать схему нанесения керамики. (В) - это режущий край при использовании техники послойного нанесения керамики. Нет точных правил: слой керамики может быть тонким или толстым, но если наносится мало керамики, то работа осуществляется проще и быстрее при условии, что основной цвет восстановления определен в дентиновом ядре.

Массы с пометкой (С) наносятся для первого обжига, что может быть осуществлено быстрее из-за небольшого объема. Эти слои размещаются под резцовой массой (В).

Окрашенный дистанционный лак не оказывающий большого влияния на цвет керамической коронки на гипсовой культе.

В муфеле одновременно можно разместить 4 элемента одного цвета.

Модель моделируемого из воска дентинового ядра похожа на металлический каркас в металлокерамике. Это значит что мы, с одной стороны, работаем на ранее препарированной модели, а с другой стороны, имеем изготовленную (как можно более точно) восковую модель. Точность создания ядра из прессованной керамики зависит от опыта работы с воском и точного дозирования паковочной массы. Умело воздействуя на расширение, можно добиться очень высокой точности работы. После того как восковая модель готова и пришеечные края проверены, мы устанавливаем восковой канал толщиной 3 мм. Восковые модели размещают на базисе. За один прием прессуется максимум 4 елемента, которые должны иметь один цвет. Длина пресс каналов не должна  превышать 3 мм. Используемый муфель изготавливается из бумаги, усиленной на верхнем конце съемным пластмассовым кольцом. В этом муфеле мы обычно отмечаем воском ориентировочные пункты: один — вверху восковой модели, другой ниже плоскости литникового конуса. Эти ориентиры — негативы по отношению к муфелю  необходимы для оценки положения отлитых керамических частей. Кроме того, они полезны для удаления излишков паковочной массы пилкой, повреждающей керамику. При паковке мы используем классический способ: устанавливаем муфель на 20 мин в кастрюлю под давлением для предотвращения образования пузырьков. Программа работы печи подобна той, какую мы используем для муфелей в технике литья металла. Мы ставим муфели на ночь в печь вместе с муфелями для литья металла.

Для каждого прессования в печь предварительное нагрева устанавливаются колбы из оксида алюминия, а также соответствующие заготовки  с муфелем.

Пресс-каналы отрезаются алмазным диском. Этим же диском можно выделить отдельные детали режущего края, не нарушая керамического покрытия Отрезная линия подшлифовывается.

При подгонке спрессованных коронок на моделях культей мы используем специальную пасту для контроля точности припасовки. Пасту наносят на культю и устанавливают коронку. Участки с неудовлетворительной припасовкой легко определяются и, следовательно, устраняются.
Теперь можно приступить к нанесению первого слоя керамики. Особое внимание уделяется форме дентинового ядра. Коронки могут быть полностью смоделированы небольшим количеством керамики.

Одновременно в муфельной печи располагаются цветные керамические заготовки и колбы из оксида алюминия. Процесс прессования сам по себе очень прост. Муфель извлекают из муфельной печи и размещают его в центре пресс-печи; пресс-печь нагрета до 700° С. Затем в муфель устанавливают 1-2 заготовки. В заключение в муфель вставляются подогретые пресс-колбы. Установленная программ длится примерно 35 мин. После охлаждения следует лишь удалить паковочную массу. Мы не советуем использовать молоток для удаления паковочной массы лучше, если блок с коронками удаляется из паковочной массы пилкой; вокруг коронок остается небольшое количество паковочной массы. С помощью пластиковых шариков под давлением в 4 атм. паковочную массу полностью удаляют; внутреннюю поверхность коронок подвергают пескоструйной обработке под давлением в 3 атм. Пресс-каналы отрезаются алмазным диском, их остатки удаляются полировальным инструментом. Сепарационные кантики подшлифовываются отдельно. Затем проводят очистку ядра керамики.  Если припасовка затруднена или имеются небольшие поднутрения внутреннюю поверхность коронок шлифуют. Эту работу мы проводим под лупой и применяем пасту для контроля припасовки.

Срез дентинового ядра (клиническое наблюдение). Здесь дентиновое ядро (А) покрыто слоем массы, нанесенной для первого обжига (С). В этом случае очень важно оформление режущего края коронки (В).

Коронки после первого обжига. Обратите внимание на формирование специальных  цветовых эффектов, расположенных под эмалевой массой.

Послойное нанесение керамики после того как керамические коронки снова установлены на модели препарированных зубов, поверхность ядре необходимо подвергнуть пескоструйной обработке оксидом алюминия под небольшим давлением. Очищенные таким, образом и обезжиренные  под паром керамические коронки  готовы для послойного нанесения керамики.
- Первый обжиг: пои этом обжиге создается связь между двумя разными материалами, имеющими совместимые КТР. По всей поверхности ядоа тонким слоем мы наносим нейтральную керамическую массу, замешанную на жидкости оксида металла. Одновременно мы оформляем эффекты в дентине, оставляя свободные края. Также можно создать определенные эффекты на поверхности, особенно при недостатке места). Этот метод оправдан пои изготовлении виниров. Обжиг осуществляется в керамической печи, причем программа обжига аналогична программе бисквитного обжига при изготовлении металлокерамических протезов. Очень важно обеспечить медленное охлаждение коронок, которые извлекают из печи при температуре 300С.
- Второй обжиг: до завершения моделирования коронок их следует повторно обезжирить под паром. Последний этап моделирования проводится довольно быстро, так как в большинстве случаев нужно нанести только эмалевую массу толщиной, соответствующей эмали естественного зуба.

Режущая треть зуба (В) при использовании керамики  моделируется по технике латерального сегментирования. (А) — дентиновое ядро.

После тщательного изучения функции можно сохранить все важные жевательные контактные точки (А) или дентиновый конус и редуцировать восковую модель (В) с целью обеспечения достаточного места для послойного нанесения керамики (С). Спрессованное дентиновое ядро имеет стабильный объем; все окклюзионные контактные точки сохранены.

Эту работу можно выполнить по принципу техники латерального сегментирования. Объем керамического покрытия не следует увеличивать, тонкий керамический слой будет иметь слабую усадку. Второй обжиг идет по программе первого обжига. Обычно после бисквитного обжига достаточно провести обжиг-глазурование. После этого второго обжига обеспечивается окончательная форма коронки.

- Третий обжиг: минимальное глазурование. Мы слегка раскрашиваем коронку, так как все эффекты уже оформлены в ее глубине. При раскрашивании поверхности коронки создаются поверхностные особенности естественных зубов (изменение цвета у основания фиссур, в аппроксимальном и пришеечном участках). Для обжига-глазурования коронки укладывают на огнеупорную вату. Обжиг осуществляется с доступом воздуха при более низкой температуре, чем предыдущие обжиги. В заключение коронки шлифуют.

При изготовлении протезов на фронтальные зубы уже в воске могут быть смоделированы окклюзионные контактные точки. При обжиге керамики они сохраняются.

Оформление дентинового ядра при реставрации жевательных зубов При изготовлении протезов большой протяженности, особенно на жевательные зубы, должны быть точно воссозданы функция и окклюзия. При нанесении керамических масс необходимо внимательно изучить функцию, чтобы иметь возможность восстановить морфологию и окклюзию. При использовании техники послойного нанесения керамики объем коронки небходимо уменьшить с целью получения места под эмалевые массы. Поэтому кажется, что все старания по воспроизведению окклюзии напрасны, так как коронки уменьшаем. Но это не так! Мы предлагаем сохранить все жевательные контактные точки, удалив лишь необходимое количество вокруг них. Форма контактных точек сохраняется в прежнем виде, но после редукции они будут похожи на дентиновые конусы. При изготовлении протеза послойно наносится эмалевая масса, окклюзионные контактные точки не покрываются. Во время обжига они не дают усадки, откорректированная до обжига окклюзия точно сохраняется.
Что касается их дентинового цвета, то он исчезает из-за мимикрии с окружающей резцовой массой. Это очень интересное решение для зубных техников, знакомых с трудностями воспроизведения окклюзионных контактов, несмотря на обжиг и усадку керамики.

Оформление дентинового ядра при реставрации фронтальных зубов
При изготовлении протезов на фронтальные зубы верхней челюсти их моделирование проводят до окончательной формы. Движение фронтальных зубов может быть очень точно изучено в артикуляторе (рис. 317 и 318). При послойной технике нанесения керамики коронки также уменьшают, сохраняя окклюзионные контакты (рис. 319 и 320). После прессования можно провести примерку с целью контроля аппроксимальных пространств, а также окклюзионных соотношений и движений фронтальных зубов. Врач-стоматолог может подкорректировать ведение фронтальных зубов в полости рта пациента. Окклюзионные контактные пункты и ведение фронтальных зубов сохраняются в их точной форме, не деформируясь в результате обжига. Это экономит время. Эти точно определенные маркировочные пункты очень упрощают работу зубного техника. Когда коронки готовы, эти пункты исчезают благодаря мимикрии с резцовой массой. Перед обжигом керамического покрытия проводят примерку в полости рта пациента с целью оценки эстетических качеств реставрации. С этой целью мы дополняем эмалевый слой окрашенными восками (рис. 321 и 322). Стоматолог оценивает краевое прилегание, функцию, а также форму и цвет реставрации. Эта техника предлагает множество возможных решений, обеспечивающих высокий результат работы.

Препарирование зубов под прессованные керамические протезы Обязательное условие препарирования зубов под литые керамические протезы — создание уступа под углом 90° с внутренними закругленными углами или препарирование с созданием желобка с максимальным углом в 135° . Препарированные участки должны иметь закругленную форму, на окклюзионной поверхности и в области режущего края толщина керамического покрытия должна составлять 1,5—2 мм.  Ширина уступа с вестибулярной и аппроксимальной сторон— 1-1,5 мм., с оральной стороны — минимум 1 мм. Дентиновый слой, близко расположенный к пульпе зуба, не должен превышать 0,6 мм. Край препарирования должен быть острым для обеспечения хорошего краевого прилегания. Минимальная толщина керамики с оральной стороны — 1 мм. При меньшей толщине возрастает опасность перелома коронки, особенно в области жевательных зубов.

Система Orphus


Другие статьи

Применение трехмерной расцветки для определения яркости цвета зуба.

Часто при подборе цвета зуба очень сложно определить и зафиксировать яркость его цвета. Все расцветки, имеющиеся в нашем распоряжении, не позволяют нам выбрать конкретный цвет среди множества ярких цветов. Часто контакт между стоматологическим кабинетом и зуботехнической лабораторией при определении цвета зуба затруднен.

Язык цвета.

Очень трудно описать то, что видишь, так как визуальное восприятии подвержено различным интерпретациям. Если мы описываем предмет по двум его характеристикам форме и цвету, нам кажется очень просто описать его форму, так как мы говорим о материальных измерениях: длине, ширине и высоте.

Современные, усиленные лейцитом, керамические массы. Часть 2.

Подготовка Как и в технике литья металла слепок отливается в гипсе и изготавливается мастер-модель. При изготовлении коронок, вкладок и вихров на гипсовую модель наносят слой лака, резервирующего место для фиксирующего материала. Кроме того, лак сглаживает шероховатые участки, образованные препарированием зуба.

Трансверзальные движения нижней челюсти.

Боковые движения нижней челюсти обеспечиваются односторонним сокращением латеральной крыловидной мышцы. При трансверзальных движениях нижней челюсти различают две стороны: рабочую и балансирующую На рабочей стороне, куда направлено движение челюсти, жевательные зубы-антагонисты устанавливаются одноименными бугорками

Нанесение керамических масс. Часть 2.

Яркость цвета — это свойство, по которому мы отличаем светлый цвет от темного. Последний изображается центральной ахроматической ось Миnsell: белый цвет представлен на самом верху, черный — вниз. Целый ряд серых тонов, ступенчато идущих от черного к белому, соединяет эти обе крайние точки.

Изучение форм и характеристик зубов.

Изготовление окрашенных восковых моделей зубов тесно связано с послойным нанесением керамических масс: благодаря этому пробуждается интерес к изучению цвета и его правильной оценке. Обеспечивается возможность имитации различных нюансов зубов.