Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Подходы к прямой композитной реставрации фронтальных зубов.

Понятия стратегии внесения и стратегии использования различных оттенков
Вальтер Р. Диас, DDS, MS,
научный сотрудник компании «Дентсплай ДеТрей»
(г. Констанц, Германия)
walterrldias@hotmail.com

Недавно завершенное исследование, которое проводилось учеными Института Макса Планка в Берлине (Германия), показало удивительную возможность людей выглядеть моложе своего фактического возраста. Когда речь заходит о том, как выглядеть моложе своего возраста, улыбка — основной козырь. Ученые утверждают, что простая улыбка может легко отнять несколько лет от предполагаемого возраста человека. Следовательно, можно считать, что счастливые люди обычно привлекательнее, так как выглядят моложе, чем они есть на самом деле.

Роль стоматолога в улучшении жизни людей с помощью оздоровления и эстетического усовершенствования улыбки никогда не была так велика, как сегодня. И возможность достижения этих целей значительно возросла благодаря большому количеству новых материалов и методов, которые, в свою очередь, могут существенно облегчить эстетическое усовершенствование улыбки. Среди материалов современные композиты для прямых реставраций представляют беспрецедентно новые возможности благодаря эстетической совместимости, высоким механическим свойствам, систематизированной структуре цветов, простоте использования и полировки. Что касается методик, то прямые техники, упрошенные методики препарирования, мягкая полимеризация и систематизированные послойные техники помогают врачам достичь очень высоких результатов, которые было непросто получить еще несколько десятилетий назад.

Сегодня композитные реставрации передних зубов консервативны или даже неинвазивны, прогнозируемы и надежны, дают долгосрочный результат способный как эстетически, так и функционально конкурировать с керамическими реставрациями.

Цель этой статьи — перечислить и исследовать различные послойные концепции для прямых реставраций во фронтальном участке, рационализировать их использование в зависимости от достоинств и недостатков.

Проще всего разделить доступные сейчас послойные концепции на стратегию внесения и стратегию использования различных оттенков. Стратегия внесения предполагает определенный порядок, в котором вносятся подобранные оттенки композита. Стратегия использования различных оттенков объясняет, какие оттенки композитов будут применяться, и основана на доступности оттенков и опаковостей различных систем и брендов композитов.

Стратегии внесения
К стратегиям внесения можно отнести свободное моделирование, моделирование с применением матриц и комбинированные техники. Техники с применением матриц предполагают использование простых прозрачных матриц, предварительно контурированных прозрачных матриц и индивидyaлизиpoвaнныx силиконовых матриц.

Стратегии использования различных оттенков
Качество окончательной реставрации обязательно зависит от определения цвета и правильной интерпретации этого цвета в оттенках композитов, которые будут использоваться во время реставрации. Важно подчеркнуть то, что каждый производитель композитов использует разные и нестандартизированные номенклатуры различных категорий и оттенков композитных материалов (например, опак, дентин или опаковый дентин — это термины, использующиеся различными производителями для обо-значения более или менее одинаковых категорий композитов). Поэтому было бы бессмысленно изучать стратегии оттенков с, точки зрения обозначений производителя. Для этой статьи нам необходимо создать рабочее определение каждой соответствующей группы композитов и показать эти определения с соответствующими примерами, доступными на рынке.

Влияние толщины на прозрачность
Перед тем как перейти к различным послойным техникам наложения оттенков композита, следует усвоить несколько простых понятий, связанных с восприятием цвета материалов, которые не являются опаковыми на 100%, как в случае стоматологических композитов. Окончательный цвет реставрации воспринимается в зависимости не только от выбора оттенка материала, но также от опаковости, толщины и цвета фона.

Табл. 1. Типы стратегий внесения с их достоинствами и недостатками
Техника свободного моделирования
- Как правило, применяется во фронтальном участке
- Для достижения прогнозируемости требует подготовки
- По своей природе техника художественная и чувствительная.
Техника с использованием простой матрицы
- Обычно применяется в проксимальных и язычных зонах
- Необходима практическая подготовка для достиженич прогнозируемости и создания плотного контакта
- Не такая чувствительная, более механическая и менее художественная
- Контурированные полоски еще более предсказуемы и менее чувствительны к самой технике
Техника с использованием матрицы – индифидуализированного силиконового ключа
- Используется в язычной, проксимально-язычной и резцовой зонах
- Для достижения прогнозируемости и создания плотного кониакта также требуется практическая подготовка
- Наиболее прогнозируемая и наименее чувствительная техника
- Требует воскового или мок- ап моделирования перед финальной реставрацией.

Таблица 2. Категории композитов с точки зрения опаковости
Дентинные оттенки
- Обычные обозначения А2О, ОА2, В2О, D2, S2
- Средняя опаковость 55% на 1мм толщины
- Отличное замещение дентина, плохое замещение эмали
- Относительно хороши для маскировки дисколоритов зубов и темного фона перед внесением более эмалеподобных прозрачных композитов.
Оттенки тела
- Обычные обозначения:Universel,A2,B2,A2D,M2,B2B
- Средняя опаковость 45% на 1 м толщины
- Хорошее замещение дентина и отличное замещение эмали
- Не подходит для маскировки дисколоритов зубов или темного фона и может темнеть или «сереть» в слоях тоньше 2 мм
Эмалевые оттенки
- Обычные обозначения: A2E,B2E,WE,YE,PF,E2
- В среднем опаковость 35% на 1мм толщины
- Плохое замещение дентина и хорошее замещение эмали
- Может темнеть или «серить» в слоях тоньше 2мм
- Подходит для создания эффекта  гало
Опакер и оттенки эффектов
- Опакеры – это текучие, чрезвычайно опаковые материалы, использующиеся в качестве лайнеров
- Оттенки эффектов варьируют от морозно-белого, молочно-белого до суперпрозрачных оттенков, с эффектом опалесценции или без него.

Подслойная техника с одной прозрачностью.
Также известна как однослойная, или техника одного оттенка, — наиболее распространенный подход к реставрациям во фронтальном участке. Независимо от того, что вы подумали, эта техника не имеет прямого отношения к тому количеству оттенков, которое вы используете для собственно реставрации. Это зависит оттого, как много категорий материалов врач ис-пользует в любой из реставраций, и в этом случае мы используем лишь одну категорию. Единственная категория, подходящая для этой техники, — это категория оттенков тела, из-за ее средней прозрачности, позволяющей использовать данную группу материалов одновременно для замещения и дентина, и эмали. Оттенки тела хорошо замешают дентин, и чем толще слой, тем лучше само замещение. Например, при восстановлении щечно-лингвального дефекта класса III в клыке, который обычно толще в области экватора, оттенок тела является единственной категорией прозрачности, нужной для выполнения данного вида реставрации.

Это происходит потому, что окончательная опаковость композита находится в абсолютной зависимости от толщины слоя материала. Следовательно, для реставрации дефекта класса III толщиной 5 мм в клыке суммарной толщины слоя оттенка тела может быть достаточно, чтобы скрыть темную внутреннюю окраску или какие-нибудь склеротические изменения дентина, и не нужно использовать другие категории материала как дентиновый отте-нок или опакер. С другой стороны, реставрация центрального резца с дефектом класса IV, который сравнительно тоньше и более опаковый, чем остальные зубы, может стать испытанием для композитов оттенка тела. В таких случаях (тонкий опаковый зуб) оттенки тела могут быть слишком прозрачными, что в последующем приведет к темной или серой реставрации. Следует отметить, что несоответствие цвета не зависит от количества использованных оттенков, будь-то А1 и АЗ или А1, А2 и АЗ. Причиной такого несоответствия выступает излишняя прозрачность оттенков тела в конкретном случае. Кстати, техника использования материала одной прозрачности не препятствует применению нескольких разных оттенков. На самом деле наоборот, несколько оттенков могут, а иногда и должны быть использованы для имитации градаций оттенков и различной прозрачности от шейки до режущего края. Поэтому если рестав-ратор использует только, скажем, оттенок А1 или сразу все оттенки А1, А2, АЗ, АЗ,5 и W (Эстет-Икс ЕйчДи, Дентсплай) для какой-то одной композитной реставрации, он все равно находится в пределах техники одной прозрачности. Некоторые предпочитают называть эту методику техникой оттенка тела.

Ключевое мнение лидеров и гуру мира стоматологических композитов склоняется к снисходительности и пытается опорочить эту технику, но нам не следует забывать, что в течение десятилетий это была единственная доступная на рынке техника, которая давала отличные результаты. Множество реставраций, выполненных в этой ранней композитной системе, хорошо сочетаются в плане оттенка и прозрачности. Тем не менее, нужно признать, что однажды это будет уже не так.

Ранние композитные системы, такие как Призмафил (Дентсплай), Z100 (ЗМ ЭСПЕ) или Харизма (Кюльнер), имели очень ограниченный выбор или вовсе не имели никаких категорий, кроме оттенкоіі тела. Поэтому если вы, как и я, пользуясь композитами в 1993 году, применяли Призмафил L, LY и LG (Дентсплай) для восстановления дефекта класса IIІ и, как и я, в итоге получали более темную реставрацию, чем ожидали, причиной этого был необязательно неправильный подбор оттенка, а возможно, отсутствие в нашем арсенале композитов дентинных оттенков. Другими словами, мы использовали «технику одной прозрачности», даже не задумываясь об этом.

Заключение
Оттенки тела хорошо замещают дентин и отлично замешают эмаль, но тоже имеют свои ограничения. Наиболее важно то, что для оттенка тела может понадобиться дентиновый оттенок для маскировки темного фона полости рта. Дополнительно оттенки тела используются для построения реставраций с мамелонами и эффектом гало. Это происходит потому, что кате-гория оттенков тела недостаточно прозрачна для эффекта гало и мамелонов. Такой случай позже будет описан как техника нескольких слоев.

Система Orphus

Другие статьи

Реставрация контактных поверхностей в нижних передних зубах.

Зубы объединяются в зубном ряду контактными поверхностями, образующими контактные пункты. В предыдущей статье были подробно описаны анатомическая форма контактных поверхностей верхних передних зубов, известные способы прямого восстановления композитами контактных поверхностей

Эстетическая и функциональная реставрация зубов верхней челюсти.

Пациентка обратилась в клинику Стоматологического Центра Улыбки для завершения ортодонтического лечения.   У пациентки отсутствуют вторые зубы, низкие клинические коронки, но огромное желание улучшить внешний вид зубов. Начиная эту пациентку, я не представляла конечного эстетического результата, но огромное желание  девушки перебороло все невзгоды.

Среднеземноморский тип. Форма зубов и внешние признаки на лице.

Невысокий рост, тонкая грация
Узкое лицо, овальное
Ширикой нос

Свойство флуоресценции реставрированного зуба. Часть 1.

Наша жизнь в рыночных условиях становится все интереснее и многообразнее... Производители, продавцы товаров и услуг стремятся привлечь внимание потенциальных покупателей качеством, рекламой, световым оформлением, выделить свои предложения из нестрого потока окружающей нас жизни.

Система координат лицевой симметрии как фундамент эстетичности реставрации. Часть 2.

Для определения и переноса проекции этих плоскостей в артикулятор предлагается использование устройства «Ориентир Грабкова» (патент Украины №3273). Устройство представляет собой две перпендикулярные пластины с дуговым вырезом и перфорацией на горизонтальной пластине для фиксирования в прикусном валике.

Динарский тип. Форма зубов и внешние признаки на лице.

Высокий рост
Нос средний, выпуклая спинка
Губы тонкие, средней полноты