Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Адгезивный мост. Главные конструктивные элементы. Армирующая балка.

Роль армирующей балки — стабилизация конструкции в опорных зубах и армирование периметра искусственного зуба. Адгезия между волокном и композитом — основной фактор, определяюший качество армированной реставрации. Долговечность и функциональность конструкции зависит от прочности армирующего материала.

Стекловолоконные системы с преимпрегнацией адгезивного агента в структуру волокон в заводских условиях — это пока самая совершенная группа из армирующих систем. Достижения современных стоматологических технологий, применяемых в клинике, — результат высоких инженерных разработок.

Наука достигла огромных успехов в области создания легких, прочных и биосов местимых материалов на основе скрепленных специальными составами стеклянных, керамических, полимерных и углеродных волокон. Наибольшей прочностью (до 1500 МПа) обладают стекловолокна, наполненные композитной смолой промышленным способом, — благодаря полной однородности после полимеризации и химической связи с композитом.

исходная ситуация в полости ртаадгезивный мост в области отсутствующего зуба

Для создания балки в адгезивных мостовидных конструкциях в качестве армирующего стекловолокна в представленной технологии нами используются системы ИверСтик (Стик-Тек, Финляндия) и Дентапрег (Эдванцд Дентал Материал, Чехия). Благодаря прочной химической связи между всеми составными элементами однородная гомогенная конструкция волоконно-армированной композитной адгезивной прямой реставрации будет эластичной, разгружающей для зубов и менее требовательной к условиям ретенции и фиксации — по сравнению с непрямыми конструкциями на жесткой основе (металл, циркон).

Свойства поглощения стресса такой конструкции позволяют снижать разрушающие нагрузки на ткани зуба. Наиболее оптимальными и удобными, отвечающими физико-механическим требованиям относительно прочности и устойчивости к нагрузкам армирующей балки, являются формы выпуска этих систем ИверСтик Си энд Би, ИверСтик Перио, Дентапрег Сплинт ЭсЭфЭм. Волокна обладают высокой прочностью на разрыв, а при нагрузках на изгиб начинают работать на растяжение, сопротивляясь таким образом изгибающему усилию.

ИверСтик Си энд Би — однонаправленная стекловолоконная балка с эффективным диаметром 1,5 мм, имеющая 4000 индивидуальных волокон в одной балке и обладающая прочностью на изгиб 1280 МПа. Модуль упругости этого волокна — 15-20 ГПа, приближен к показателям модуля упругости дентина. Используется при выполнении постоянных конструкций с протяженностью максимум двух фронтальных зубов, или двух премоляров, либо одного моляра.

ИверСтик Перио — балка с ориентацией волокон однонаправленного типа, с эффективным диаметром 1,2 мм, состоящая из 2000 волокон, с показателем прочности на изгиб 780 МПа, модуль упругости этого волокна 15-20 ГПа. Волокно рекомендовано при армировании постоянных или условно-временных конструкций с протяженностью максимум одного фронтального зуба или премоляра, моляра (при условии применения трех фрагментов волокна). Целесообразно использование этого волокна при необходимости в одновременном замещении дефекта зубного ряда и шинировании в случае заболеваний пародонта, а также при небольшой высоте клинических коронок опорных зубов.

Дентапрег Сплинт ЭсЭфЭм — балка с ориентацией волокон плетеного типа в виде ленты шириной 2 мм, толщиной 0,3 мм, прочностью на изгиб 480 МПа и модулем упругости 15 ГПа. Стекловолокно рекомендовано для использования в конструкциях, не испытывающих предельных нагрузок (замещение дефекта при отсутствии одного центрального зуба или премоляра), либо во временных и условно-временных конструкциях.

Исследование предельных нагрузок мостовидных протезов протяженностью в 3 единицы из различных материалов показало, что металлокерамические конструкции с опорой на коронки обладают устойчивостью к предельной нагрузке 1140 П, а аналогичные по форме конструкции, выполненные на основе ИверСтик Си энд Би, — 1208 П. При этом мостовидные конструкции из ИверСтик Си энд Би, выполненные без обработки опорных зубов под коронки (опора на вкладки + поверхностная фиксация волокна), показали результат 1686 Н, что более чем в 1,5 раза превышает показатели металлокерамической конструкции.

Схема расположения армирующих балок в адгезивных мостах.



Клинические исследования, проведенные в лаборатории Дентрио (Тампере, Финляндия) в течение 9 лет (1998-2007 г.г.), показали высокую долговечность конструкций, выполненных на основе технологии СтикТек. За указанный период было изготовлено 1627 коронок, 1105 мостовидных протезов, 1942 поверхностных ретейнера и вкладки, 243 винира. Всего было изготовлено 4917 конструкций, из них 3704 единиц с адгезивной фиксацией. При этом фрактуры и дебондинг составили менее 0,6%.

Подобная прочность волокна ИверСтик обеспечивается его структурой — отдельные силанизированные волокна пучка объединены матрицей из полиметилметакрилата (ПММА) и неиолимеризованного Бис-ГМА. Кроме того, сополимеризация Бис-ГМА матрицы волокна с Бис- ГМА матрикса композитного материала обеспечивает однородность армированной конструкции, ее устойчивость к циклическим окклюзионным нагрузкам.

При планировании конструкции, после препарирования полостей в опорных зубах для фиксации армирующих элементов, необходимо подготовить выкройку шаблон в виде корда или штрипсы шириной 2 мм для будущих фрагментов армирующей балки. С учетом контуров зуба, вестибулярного или орального изгибов в промежуточной области проводятся замеры необходимой длины будущей балки и отрезаются в заданных параметрах длины заготовки стекловолокна.

Биомеханически зубы концентрируют жевательные нагрузки в области шейки, куда передаются значительные нагрузки на изгиб, вследствие чего происходит деформация зуба в этом отделе на растяжение — сжатие. А в зубе, выполненном на армирующей балке, который не имеет стабилизации корнем, при приложении на него жевательной нагрузки эта сила будет трансформироваться в торсионные, прокручивающие нагрузки в местах контактных соединений. По этой причине никогда нельзя выполнять конструкцию на одной балке, используя только один фрагмент стекловолокна в одной плоскости, это может привести к биомеханической неустойчивости конструкции. Для уверенной стабильности конструкции один из фрагментов должен армировать вестибулярную стенку и бугры, а второй — быть опорой орального периметра искусственного зуба; при необходимости возможно использование дополнительного третьего фрагмента стекловолокна (при отсутствующем моляре).

После синхронно проведенной адгезивной подготовки опорных зубов проводится поэтапная фиксация фрагментов опорной балки на оттенок композита — имитатора слоя основного дентина, так как топографически именно в этом слое и будет находиться армирующий элемент. В алгоритме биомиметического построения предлагаются оттенки микрогибридного композита АЗ,5-опак Спектрум ТиПиЭйч или нанонаполненного ормокера D3 Церам-Икс (Дентсплай). Ранее не рекомендовалось использовать текучий композит для фиксации армирующей балки, так как его текучие свойства достигались путем уменьшения наполненности материала, что ослабляло его прочностные характеристики, и это могло стать в мостовидной конструкции слабым местом. Но с появлением на рынке нового текучего композита ЭсДиАр (Дентсплай) стало возможным его использование в таких конструьщиях для фиксации волоконной балки в подготовленной полости опорного бокового зуба.

Прочностные свойства этого материала соответствуют значительной окклюзионной нагрузке в боковых отделах, показатели усадки не приводят к развитию значительного полимеризационного стресса, а его консистенция позволяет свести к минимуму прослойку композитного посредника между волокном и стенкой зуба, не влияя на прочность конструкции. Удобство внесения в полость зуба этого материала и его уникальное свойство самоадаптации сокращает время вклеивания и стабилизации волокна при его фиксировании в опорном зубе. Для комфортной адаптации волокна ИверСтик на опорных площадках предложено использовать инструменты Стик Кариер для фиксации и Стик-Степпер для защиты стекловолокна от преждевременной полимеризации при пошаговой полимеризации фрагментов. Дизайн расположения и укладки фрагментов армирующей балки зависит от клинической разновидности конструкции и в каком участке зубной дуги она находится.

Система Orphus

Другие статьи

Отсутствие одного зуба. Последствия и оптимальный вариант лечения. Адгезивный мост.

Отсутствие одного зуба не доставляет значительного дискомфорта, но какие подводные камни такой ситуации? Стоматолог-ортодонт Малишенко Надежда Викторовна, объясняя пациентам последствия потери всего одного зуба, подчеркивает, что самое неприятное в такой ситуации - это возникновение вторичных деформаций.

Адгезивный мостовидный протез. Этапы построения.

Еще раз мы вынуждены возвращаться к теме адгезивной мостовидной конструкции, так вопрос качества таких конструкций волнует нас все больше и больше. Каждого из пациентов приходиться убеждать, что при соблюдении ряда требований такая конструкция может прослужить Вам очень долго.

Адгезивный мост. Главные конструктивные элементы. Опорные зубы.

До начала построения необходимо провести диагностику ситуации и планирование, оценить состояние зубов, ограничивающих дефект, проверить окклюзионные взаимоотношения и положение зубо-антагонистов, определить параметры формы, цветовой конструкции, прозрачности и микрорельефа.

Адгезивный мост. Отзывы пациента. Алгоритм установки

Взгляд пациента на технику восстановления отсутствующего зуба. Моя история с стоматологом началась лет 6 назад, в неравной борьбе я потеряла верхний четвертый зуб. Улыбаться я перестала и зализав раны, решилась восстановить утраченный зуб. Посетив приличное количество клиник, я определила несколько вариантов для себя любимой:

Адгезивные мостовидные конструкции передних зубов. Армирующая балка. Часть 2.

При планировании дизайна укладки армирующей стекловолоконной балки в опорных зубах необходимо понимать и учитывать биомеханику фронтальных зубов. Для стабилизации конструкции в отношении трансверзальных нагрузок

Адгезивный мост «За» и «против».

Реабилитация пациентов с единичными включенными дефектами
во фронтальном и боковых отделах челюстей
• Съемное протезирование
• Имплантация
• Мостовидное протезирование