Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Адгезивные мостовидные конструкции передних зубов. Армирующая балка. Часть 1.

Технология адгезивных мостовидных конструюдий из композита, выполняемых прямо в полости рта в один визит пациента, развивалась как клиническая техника. Она была разработана Сергеем Радлинским в начале 90-х годов и опубликована в 1998 году.

Этапы ее истории:
• Отправная точка - опыт изготовления мэрилендских мостов в 1989-1990 годах.
• Конец 1980-х годов — в опорных зубах выполняются пропилы в виде полостей класса II, в которые погружается металлическая балка, отлитая в лаборатории, опорные зубы реставрируются химическим композитом, искусственный зуб выполняется на литой балке также из химического композита.
• 1993 год — литье заменено ортодонтической проволокой, и начали проводить разведение частей металлической балки для армирования бугров, так как с прямой балкой часто получался отлом бугров в искусственных боковых зубах.
• Конец 1994 года - техника моделирования искусственного зуба дополнена резервированием пространства для межзубных сосочков с помощью клиньев, после чего проблемы с десной перестали встречаться.
• 1995 год — переход на изоляцию раббердамом, появление антистрессовых дентиновых адгезивных систем, работа с волоконными армирующими элементами Риб-бонд, Коннект вместо металлических балок.

Эта техника щлифовалась в первую очередь клинической практикой и подтверждается 20-летним клиническим опытом.
В настоящей статье представлены технические элементы и принципы, которые привнесла в этот вид конструкций наша практика, развитие полимерных, волоконных технологий и знания о биомеханике зуба и зубных тканей на текущий момент.

Когда в зубном ряду отсутствует зуб или несколько зубов — теряется его целостность и равномерность распределения жевательной нагрузки. В результате некоторые зубы вынуждены работать в условиях постоянной перефузки, что приводит к появлению сначала трещин эмали, затем клиновидных дефектов и трещин с распространением в дентин и к дальнейщему более глубокому разрушению. Поэтому одна из главных задач стоматолога — восстановить целостность зубного ряда и вернуть равномерность распределения функциональных нагрузок. Дефекты зубных рядов в результате потери одного, двух или трех зубов подряд могут быть восполнены консервативным путем — изготовлением мостовидной конструкции в прямой (прямо во рту) или непрямой (в условиях зуботехнической лаборатории) технике или путем имплантации — более глубокого внедрения в ткани организма.

Фронтальные зубы, кроме функций откусывания и речеобразования, играют важную роль в формировании эстетики лица человека и всегда хорошо видны при разговоре и улыбке. Поэтому стоматологические конструкции в этой области должны быть не только функциональны, но и эстетичны. При протезировании металлокерамикой получение естественной и при этом долговременной эстетики зубов является сложной задачей и может быть достигнуто только в случае использования каркасов из сплавов на основе золота и значительного препарирования твердых тканей зубов, часто здоровых. Безметалловые конструкции имеют лучшую эстетику, но объем потери твердых тканей опорных зубов для их изготовления не меньший, а иногда и больший, чем при подготовке зубов под металлокерамические коронки. Их проблемой остается жесткое функционирование и низкая эластичность в сравнении с естественными зубами.

При имплантации эстетика также очень проблематична, так как добиться не просто приживления имплантата, но и естественного вида и состояния мягких тканей вокруг имплантата можно с помощью часто нескольких хирургических операций по моделированию альвеолярного отростка с подсадкой соединительно-тканного трансплантата и многомесячным формированием мягких тканей временным протезом. Это требует высокого мастерства хирурга и специалистов, которые будут изготавливать временные и постоянные протезные конструкции непрямым методом. Для имплантации остаются и противопоказания, связанные с некоторыми системными заболеваниями пациентов.

Продолжает быть открытым вопрос имплантации у молодых людей в возрасте от 14 до 25 лет, пока не завершено полное формирование костей лицевого скелета, но необходимо решать проблемы отсутствия зубов при врожденной адентии или после травм. Пациентов с врожденной адентией будет все больше, так как наблюдается процесс редукции зубочелюстного аппарата, при котором природа убирает функционально менее значимые зубы — верхние боковые резцы или премоляры, а также нижние резцы. Все это делает необходимым наличие альтернативных технологий, которые позволили бы восстанавливать включенные дефекты зубных рядов без значительного внедрения в опорные зубы или хирургического этапа.
В этой статье мы подробно разберем технику изготовления мостовидных конструкций передних зубов из композита, выполняемых прямо в полости рта за одно посещение пациента без привлечения зуботехнической лаборатории.

Главные конструктивные элементы
Большим преимуществом адгезивных мостовидных конструкций из композита является малая инвазия в опорные зубы. Не нужно выполнять циркулярное препарирование тканей зубов, как под традиционные металлокерамические или цельнокерамические коронки, или проводить девитализацию с целью избежать осложнений. Опорные зубы требуют создания полостей только со стороны отсутствующего зуба на безопасную глубину, без истончения вертикальных стенок анатомических коронок, и в случаях зубов с крупными коронками — без распространения до противоположной проксимальной поверхности, достаточно расширить полость за середину коронки. До того как формировать полость для фиксации балки, на которой будет строиться промежуточный зуб, опорные зубы должны быть исследованы.

Если в них обнаружены кариозные очаги, клиновидные дефекты или некачественное эндодонтическое лечение, необходимо провести восстановление герметизма коронок или эндодонтическое перелечивание с герметичной обтурацией корневых каналов. Для получения в последующем качественной адгезии к тканям корня и коронки при эндодонтическом лечении нужно применять безэвгенольный сил ер. Полости под балку выполняются в зубах с полностью восстановленной формой. Большая степень разрушенности опорных зубов не является противопоказанием к выполнению мостовидньгх конструкций в прямой технике. Даже если зубные ткани отсутствуют более чем на 2/3 и стенки находятся на уровне десны или в некоторых местах ниже этого уровня, но оставшиеся ткани корня плотные и подходят для адгезивной техниіси — конструкция из композита будет поддерживающей для оставшихся тканей и не будет перегружать пародонт. При правильном исполнении она обеспечит срок службы восстановленных зубов на неограниченное время.

Разшение зубов вследствии вторичного кариесаПринято решение о восстановлении зубов с помощью адгезивных технологийЭтап построения адгезивного мостаготовая работавнешний вид с щечной стороныотполированная работа

Полость под балку для изготовления промежуточного зуба имеет три важные характеристики — ширину/высоту, глубину и протяженность. Ширина/высота рассчитывается как ширина армируюшей балки + 1,5 мм для возможности вертикального (во фронтальном зубе) или горизонтального (в боковом зубе) позиционирования фрагментов. При формировании полости во фронтальных зубах имеет значение размещение полости по вертикали. Серединой высоты полости должна быть точка проксимального контактного пункта. Глубина: в передних зубах по проксимальным поверхностям полость погружается на половину толщины коронки в вестибулооральном направлении. Эту глубину нужно обязательно поддерживать в области проксимального валика, чтобы не произошло поверхностной фиксации балки и последующего возможного ее вскрытия при финишной обработке. Избегайте распространять полость в центре коронки глубоко до просветления дентина на дне или розового просвечивания из полости зуба. В этой зоне, чтобы не вскрыть полость зуба, погружайте полость под балку на глубину эмали и поверхностного слоя дентина. Протяженность; в медио-дистальном направлении полость должна быть распространена через середину коронки.

Армирующая балка
Первые армирующие балки, которые применялись для этого вида реставраций, бьши из металла. Металл плохо работал в одной конструкции с композитом, так как между этими двумя материалами нет химического и адгезивного соединения. Композит удерживался на поверхности металла только за счет собственного объема и формы балки. Микромеханическое соединение с металлической поверхностью после пескоструйной обработки балки не является значимым. Поэтому когда по анатомическим причинам не удавалось создать над поверхностью металлической балки достаточную толщину композита, хотя бы 1 мм (обычно это происходило в местах перехода балки с опорных зубов на отсутствующий промежуточный), композит часто скалывался и конструкция выпадала. Когда появились волоконные системы для усиления реставраций и шинирования — это был значительный шаг вперед в отношении эстетики, эластичности во время функционирования и объединения элементов мостовидной конструкции в единое целое.

В зависимости от химической природы все волоконные армирующие системы можно разделить на две группы: полиэтиленовые и стекловолоконные. Полиэтиленовые системы лишены неорганической составляющей, поэтому имеют низкую прочность на разрыв. Эту группу волоконных систем мы не используем для мостовидных конструкций.

Стекловолоконные системы имеют в составе кварцевые или циркониевые волокна неорганической природы, поэтому прочнее на разрыв, чем полиэтиленовые системы. В этой группе можно выделить два типа систем. Стекловолоконные системы без преимпрегнации адгезивным агентом, которые выпускаются в виде неподготовленных к вклейке лент или шнуров, и системы с преимпрегнацией адгезивом, полностью готовые к применению. Системы без преимпрегнации адгезива для вклеивания в композитную конструкцию необходимо сначала пропитать адгезивом. Для этой цели подходят только классические адгезивы светового отверждения, которые не содержат праймер (например, Адгезив светового отверждения, Стомадент, Россия).

Классические адгезивы имеют простую формулу, без агрессивных компонентов, и некоторые производители комплектуют ими свои волоконные системы, например Коннект (Керр, США) и Полигласс (ЭСТА, Украина). Но даже если вы пропитаете стекловолоконный шнур или ленту совместимым адгезивом, в клинических условиях не происходит инфильтрации волокон и после отверждения получается адгезивная оболочка на поверхности шнура или ленты с непропитанными стекловолокнами. Адгезив максимум может затечь в щели плетения. В таких случаях опасно вскрывать стекловолокно при финишной обработке, так как открывается доступ ротовой среде вглубь адгезивной конструкции, а стекловолокна в условиях полости рта неустойчивы и начинают размягчаться и менять свойства. Процесс может закончиться частичным или полным разрушением стекловолокон и поломкой конструкции.

Сегодня мы имеем пока самый совершенный тип стекловолоконных систем с технологией преимпрегнации адгезивного агента в условиях завода производителя. К системам этого типа относятся Сплинт-Ит (Пентрон Корп., США), Ивер-Стик (СтикТех, Финляндия), Дентапрег (Эдванцд Дентал Материал, Чехия). Благодаря насыщению адгезивным составом в особых условиях достигается полная гомогенизация стекловолокон после отверждения и полноценное химическое соединение с композитным материалом. Кроме того, волокна получают устойчивость к агрессивным средам кислот, щелочей и постоянной влажности. Технология улучшает и их физико-механические свойства, позволяя системам этого типа иметь на 1/4 большую прочность на разрыв в сравнении с кобальто-хромовыми сплавами для каркасов металл окерамических протезов, а также сплавами на основе золота (тип IV). На текущий момент в своей клинической практике для адгезивных мостовидных конструкций мы применяем стекловолоконные системы только этого типа.

Система Orphus

Другие статьи

Адгезивный мост. Показания и противопоказания.

При включенных дефектах зубных рядов малой протяженности. Адентия протяженностью максимум двух фронтальных зубов, или двух премоляров, либо одного моляра, при условии, когда один или оба опорных зуба интактны либо имеют конвергенцию опорных зубов более двадцати градусов.

Адгезивный мост. Главные конструктивные элементы. Опорные зубы.

До начала построения необходимо провести диагностику ситуации и планирование, оценить состояние зубов, ограничивающих дефект, проверить окклюзионные взаимоотношения и положение зубо-антагонистов, определить параметры формы, цветовой конструкции, прозрачности и микрорельефа.

Адгезивный мостовидный протез. Этапы построения.

Еще раз мы вынуждены возвращаться к теме адгезивной мостовидной конструкции, так вопрос качества таких конструкций волнует нас все больше и больше. Каждого из пациентов приходиться убеждать, что при соблюдении ряда требований такая конструкция может прослужить Вам очень долго.

Адгезивный мост. Биомеханика мостовидных конструкций боковых зубов.

Такое направление, как биомеханика зубов и зубных рядов, раскрывает вопросы, как работают зубы под нагрузкой, какие эластические изменения и деформации происходят в них и окружающих тканях во время функционирования. Применяя знания о биомеханике, мы можем повысить качество и увеличить срок гарантированной работы наших конструкций.

Адгезивный мост. Отзывы пациента. Алгоритм установки

Взгляд пациента на технику восстановления отсутствующего зуба. Моя история с стоматологом началась лет 6 назад, в неравной борьбе я потеряла верхний четвертый зуб. Улыбаться я перестала и зализав раны, решилась восстановить утраченный зуб. Посетив приличное количество клиник, я определила несколько вариантов для себя любимой:

Адгезивный мост. Адгезивные мостовидные конструкции боковых зубов.

Современная стоматология все чаще исповедует философию минимального вмешательства при лечении и протезировании, становится все более консервативной, что устраивает как стоматолога, так и пациента. Развитие технологий в разработке композитов, адгезивных, а также армирующих систем открывает новые возможности