Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Адгезивные мостовидные конструкции боковых зубов.

Современная стоматология все чаще исповедует философию минимального вмешательства при лечении и протезировании, становится более консервативной, что устраивает как стоматолога, так и пациента. Развитие технологий в разработке композитов, адгезивных, а также армирующих систем открывает новые возможности индивидуального дифференцированного подхода для решения проблем включенных дефектов зубных рядов малой протяженности.

Щадящее отношение к здоровым тканям зубов, возможность избежать радикального препарирования, проблем с краевым прилеганием и достижение хорошего эстетического эффекта с надежной стабилизацией и функциональностью конструкции делает этот метод привлекательным для клиницистов.

Клинические разновидности мостовидных конструкций

Конструкция ПЕРЕДНИЙ - БОКОВОЙ - БОКОВОЙ

Отсутствует первый премоляр. Конструкция включает зубы фронтального (клык) и бокового (второй премоляр) участков и наиболее часто встречается в клинической практике.

Особенность конструкции в том, что ближе к молярам жевательные зубы сложнее деформируются на изгиб, вертикальная нагрузка более интенсивна, а периметр протезируемого зуба возрастает. Трансверзальные нагрузки прилагаются на направляющие бугры. В такой конструкции на верхней челюсти в области контакта между клыком и премоляром располагается окклюзионная точка контакта с нижним клыком в центральной окклюзии, и необходимо точно планировать высоту проксимального валика на искусственном первом верхнем премоляре. Если с антагонистом произошли вторичные деформации, то нужно так выполнить свою работу, чтобы после финишной обработки не вскрыть волокно в точке контакта. Конструкция армирующей балки имеет переход по плоскости из вертикальной (в опорном клыке) в горизонтальную (в искусственном первом премоляре и опорном втором премоляре). Вестибулярный фрагмент балки фиксируется в оральном пропиле опорного клыка в вертикальной плоскости, а в премоляре — в углу между дном и вестибулярной стенкой пропила. Оральный фрагмент фиксируется по тому же принципу, в опорном премоляре место его фиксации — между дном и оральной стенкой.

подготовка к установке адгезивного моставид с вестибулярной сторонысоздание адгезивного мостаВнешний вид с другой стороныГотовая конструкция

Конструкция БОКОВОЙ - БОКОВОЙ - БОКОВОЙ

Отсутствует второй премоляр или моляр. Конструкция ограничена только зубами бокового участка, в этой области значимы вертикальные нагрузки.

Армирующая балка располагается только в одной горизонтальной плоскости опорных и искусственного зубов, и такая конструкция является технически элементарной в исполнении. При замещении дефектов с отсутствующим вторым премоляром или моляром конструкция отличается не только протяженностью армирующей балки, но еще и количеством ее фрагментов. Первый моляр является большим ключом окклюзии, и в его области развивается большая но интенсивности жевательная нагрузка. Для дополнительного усиления амортизирующей способности балку рекомендовано дополнить третьим элементом с гингивальным прогибом в направлении жевательной нагрузки. Для устойчивости конструкции в горизонтальной плоскости необходимо выполнить максимальное разведение орального и вестибулярного фрагментов армирующей балки друг от друга в области проксимальных контактов и по периметру искусственного зуба, эти зоны концентрации эластических нагрузок должны быть укреплены.

После этапа фиксации всех фрагментов балки следует послойное восстановление целостности опорных зубов в топографии тех тканей, которые были утрачены на этапе выполнения полостей. В биомиметической технике восстановления для каждого слоя твердых тканей используется свой имитатор в композиционной системе. Для восполнения объема основной эмали можно использовать эмалевые оттенки (В1, В2 Эстет-Икс), для имитации прозрачного слоя предлагаются оттенки поверхностной эмали (YE, WE Эстет-Икс).

Следующий важный этап — построение «порогов», такой обязательной изоляции прозрачным оттенком композита (YE, WE Эстет-Икс) контактных соединений. Балка должна быть дополнительно изолирована со всех сторон композитной муфтой в месте ее выхода из опорного зуба, чтобы обеспечить надежную стабилизацию фрагментам волокна в этой области, улучшить их устойчивость к эластическим нагрузкам.

Искусственный промежуточный зуб
Воссоздание искусственного промежуточного зуба является завершающим этапом изготовления подобной конструкции. Если в зубной дуге отсутствуют два зуба подряд, но опорные, ограничивающие дефект зубы конвергировали в зону дефекта и расстояние уменьшилось до 1,5 мезиодистального размера этих зубов и меньше, конструкцию выполняют с одним промежуточным зубом, замещая при этом два отсутствующих.

При формировании промежуточной части конструкции — композитной надстройки на армирующей балке в анатомической форме отсутствующего протезируемого зуба — необходимо учитывать еще один биомеханический принцип, когда опорные элементы мостовидной конструкции и его промежуточная часть должны находиться на одной линии. Отклонение от оси, искривление промежуточной части мостовидной конструкции приводят к трансформации вертикальных и горизонтальных нагрузок во вращение, когда действуют торсионные нагрузки. Нагрузка прилагается к наиболее высту-пающей части тела мостовидной конструкции. Величина вращающих усилий находится в прямой зависимости от кривизны тела мостовидной конструкции. Уменьшение кривизны промежуточной части будет способствовать снижению ротационного действия трансформированной жевательной нагрузки.

В промежуточной части конструкции также предъявляются особые требования к форме поверхности, которая обращена к десне, так как ее влияние при воздействии на окружающие ткани протезного ложа, слизистой альвеолярного отростка, десны опорных зубов имеет большое значение. Промежуточную часть выполняем овоидной формы давящего типа, с плотным контактом на десну альвеолярного отростка. Одна из особенностей промежуточной части такого типа — то, что идет передача давления на подлежащую кость и конструкция имеет три точки опоры: две на опорных зубах и на альвеолярном отростке в промежуточной его части. Именно это давление и будет замедлять атрофические процессы в структурах пародонта. При определенной стимуляции слизистой десны во время нагрузки на промежуточный зуб будет происходить формирование десенной зоны вокруг касающейся части искусственного зуба.

Для эффективного формообразования промежуточной части конструкции рекомендуется использовать изогнутую выкройку из фрагмента жесткой латунной матрицы в виде трапеции, изгиб должен повторять форму шейки отсутствующего зуба. После установки под зафиксированной армирующей балкой она должна плотно упираться двумя краями в «пороги», а изогнутой частью — в альвеолярный отросток. Дополнительно матрица фиксируется клиньями для резервирования свободного пространства под межзубные сосочки.

Первым этапом создания промежуточной части конструкции является закладка основы промежуточного искусственного зуба. Одной порцией композита опакового оттенка (W0 Эстет-Икс) формируют основание искусственного зуба, закладывая светлый центр конструкции. Композит распределяется между армирующей балкой и матрицей на всем ее протяжении до «порогов», в топографическом расположении предентина в центральной части коронки. Перед светоотверждением адаптированной порции матрица с обеих сторон с усилием оттесняется к десне при помощи двух гладилок в положении на ней вестибулярно и орально для того, чтобы добиться ее касательного плотного прилегания к десне, после чего композит фиксируется светом. Затем следует восстановление в послойной технике вестибулярной стенки зуба: топографического объема основного дентина, основной и поверхностной эмали, а затем в той же последовательности — оральной стенки и заполнение окклюзионной зоны промежуточного зуба, с учетом анатомических параметров строения замещаемого зуба. Во время пластической обработки порций композита особое внимание следует уделять склеиванию конструкции в области контактных пунктов, где ожидаются значительные нагрузки. Все последующие слои моделируются вплотную к стабильно зафиксированной матрице в придесенной зоне.

При восстановлении дизайна жевательной поверхности конструкции необходимо учитывать еще один биомеханический принцип построения: он заключается в том, что ширина жевательной поверхности промежуточной части конструкции должна быть немного меньше ширины жевательной поверхности замещаемого зуба. Поскольку любой мостовидный протез функционирует за счет резервных сил пародонта опорных зубов, суженные жевательные поверхности тела уменьшают нагрузку на опорные зубы. Увеличение же ширины жевательных поверхностей промежуточной части мостовидной конструкции приводит к возрастанию функциональной перегрузки опорных зубов не только за счет увеличения общей площади, воспринимающей жевательное давление, но и за счет появления ротационных усилий по краю тела конструкции, выходящего за пределы ширины опорных зубов.

После окончания реставрации и финишной полимеризации всей конструкции, до снятия латексной
завесы нужно провести обработку штрипсами той зоны конструкции, которая обращена к десне, и зоны «порогов», это обеспечит бережное отношение к слизистой и предупредит ее травмирование во время финишной обработки. Полировке и шлифовке этой поверхности конструкции необходимо уделять особое внимание. Залогом отсутствия воспаления под таким мостом будет являться гладкость промежуточного зуба, и со стороны десны не должно быть никаких ретенционных элементов — углублений, нависаний, заусениц и неровностей
материала. Поверхность должна быть абсолютно сформированной, гладкой и оптимальной для десны.

После снятия раббердама обязательным и влияющим на долгосрочность конструкции этапом является проведение грамотной интеграции мостовидной конструкции с точки зрения нормальной окклюзии, обеспечение восстановления правильных окклюзионных взаимоотношений в области дефекта при тщательном моделировании окклюзионной поверхности мостовидного протеза, который будет вписываться в существующую у пациента функциональную окклюзию. Прежде всего следует позаботиться о предупреждении преждевременных контактов, снижении межальвеолярного расстояния и функциональной перегрузки тканей пародонта.

Заключение
Успех, эффективность и долгосрочность конструкций, выполненных в представленной методике, зависят от точного соблюдения показаний и противопоказаний к их изготовлению. Тщательная оценка стоматологического статуса пациента, включая особенности окклюзии, а также правильное выполнение протокола построения с соблюдением биомеханических принципов работы таких конструкций позволяют свести к минимуму неудачи и получить стойкие положительные эстетические и функциональные результаты.

Бережное отношение к здоровым тканям зубов — одно из достоинств конструкции, а выполнение ее в одно посещение без участия зуботехнической лаборатории выгодно сокращает сроки протезирования. Немаловажным является мягкое перераспределение жевательной нагрузки между всеми элементами конструкции. А возможность обратимости ситуации без вреда для пациента наряду с экономической выгодой делает этот метод привлекательным как для врача, так и для пациента.
В то же время такой метод не является панацеей для решения проблемы включенного дефекта зубного ряда малой протяженности, это всего лишь метод выбора при определенных благоприятных клинических условиях.

Система Orphus

Другие статьи

Адгезивные мостовидные конструкции передних зубов. Армирующая балка. Часть 2.

При планировании дизайна укладки армирующей стекловолоконной балки в опорных зубах необходимо понимать и учитывать биомеханику фронтальных зубов. Для стабилизации конструкции в отношении трансверзальных нагрузок

Адгезивный мост. Биомеханика мостовидных конструкций боковых зубов.

Такое направление, как биомеханика зубов и зубных рядов, раскрывает вопросы, как работают зубы под нагрузкой, какие эластические изменения и деформации происходят в них и окружающих тканях во время функционирования. Применяя знания о биомеханике, мы можем повысить качество и увеличить срок гарантированной работы наших конструкций.

Адгезивный мост. Отзывы пациента. Алгоритм установки

Взгляд пациента на технику восстановления отсутствующего зуба. Моя история с стоматологом началась лет 6 назад, в неравной борьбе я потеряла верхний четвертый зуб. Улыбаться я перестала и зализав раны, решилась восстановить утраченный зуб. Посетив приличное количество клиник, я определила несколько вариантов для себя любимой:

Адгезивный мост «За» и «против».

Реабилитация пациентов с единичными включенными дефектами
во фронтальном и боковых отделах челюстей
• Съемное протезирование
• Имплантация
• Мостовидное протезирование

Адгезивный мост. Главные конструктивные элементы. Армирующая балка.

Роль армирующей балки — стабилизация конструкции в опорных зубах и армирование периметра искусственного зуба. Адгезия между волокном и композитом — основной фактор, определяюший качество армированной реставрации. Долговечность и функциональность конструкции зависит от прочности армирующего материала.

Адгезивные мостовидные конструкции передних зубов. Армирующая балка. Часть 1.

Технология адгезивных мостовидных конструюдий из композита, выполняемых прямо в полости рта в один визит пациента, развивалась как клиническая техника. Она была разработана Сергеем Радлинским в начале 90-х годов и опубликована в 1998 году.